Арзамас историко художественный музей

Арзамасский гусь и провинциальная живопись в экспозициях Историко-художественного музея Арзамаса

г. Арзамас, пл. Соборная, 9, тел. (83147) 4-13-66, www.museum.arzamas.net
Режим работы: ежедневно, кроме среды: с 9.00 до 17.00. Последний вторник месяца санитарный день.

Музей вот уже, наверное, год, как переезжает из старого помещения, которое было в Ильинской церкви, в новое здание.
И до сих пор постоянная коллекция здесь не показывается. Зато мы увидели экспозиции:
«Арзамасский гусь»
«Златая нить из века в век» — экспонаты церковной и светской золотной вышивки 19-21 веков
«Первая провинциальная школа живописи А.В.Ступина»

Арзамасский гусь — это бренд города. Несколько веков арзамасцев звали «гусятниками». В конце 17 века здесь была выведена элитная порода гусей, которую так и назвали «арзамасской». Эти гуси принесли городу всероссийскую известность и титул «гусиной столицы». Екатерина II, приехав в Арзамас в 1767 г., была поражена видом движущегося «белого моря», настолько много было гусей.

А выращивали их по 20 тысяч в год. По осени огромные стада гусей гнали своим ходом в Нижний Новгород и даже в Москву. Чтобы птицы не обдирали лапки, арзамасцы разогревали смолу и прогоняли гусей по смоляной лаве, а затем по песку. При этом гусь получал черные лапотки.

Популярность гуся нашла отражение в деятельности петербургского кружка «Арзамас». В него входили Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин, братья Тургеневы и др. Арзамасский гусь стал эмблемой этого кружка. И подавался к столу после заседаний.

А началась коллекция с рисунка космонавта Алексея Леонова, который он сделал в 1970 году. Вот он на фото.
В музее собрано целое стадо гусей из разных материалов. Есть даже матрешки с гусями, гусь времен Пушкина с бакенбардами и много других.

Вот еще история. На гербе Арзамаса гуся нет. Но горожане утвердили герб Арзамасского района. Уж на нем-то гусь — наверху. А внизу — арзамасский лук, еще один популярный местный товар.

В следующих залах — вещи арзамасцев различных сословий. И тут же экспозиция о золотом шитье. Вот та богато выглядящая одежда между стеллажами называется фелонь — богослужебное облачение священника.

Предметы мужского кабинета конца 19 — начала 20 века. Особенно банкноты.
В 1913 году в Арзамасе построили телефонную станцию на 100 номеров. Вот один из аппаратов шведской фирмы Эрикссон 1897 года, почему-то из Санкт-Петербурга. Местная сборка была уже тогда?
Симпатичные поздравительные открытки и сувениры конца 19 — начала 20 века.
Интерьер торговой лавки, тоже конца 19 — начала 20 века. Где же я его ее уже видел? Не в Городце ли? А может, это обязательная для каждого музея вещь, как и ткацкий станок?
Интерьер купеческой гостиной. Того же времени.
Золотная вышивка. Там много было таких образцов, как современных, так и потерявших яркость. Но я оставлю их без комментариев. Как и все мужики, не люблю ни магазинов, ни музеев модной одежды
Согласитесь, на женщину без золотной вышивки смотреть гораздо приятнее…
И мы плавно перешли к третьей экспозиции, посвященной художественной школе А.В. Ступина (см. на большом портрете).
Основатель Арзамасской школы живописи Александр Васильевич Ступин (1776-1861) происходил из дворян, но детство его было тяжелым, рано начал зарабатывать на хлеб. В 11 лет он отдан на ученье к местному иконописцу, потом расписывал Арзамасские церкви. в 1800 году поступает в Санкт-Петербургскую академию Художеств. Получив звание свободного художника, возвращается домой и осенью 1802 г. открывает в Арзамасе первую в России школу живописи.
Место для школы выбрано со смыслом. «Город на тракте, до Москвы недалеко, а Макарьевская ярмарка и того ближе, и расколу нет, граждане набожны и церковному украшению ревностны…»
До конца жизни Ступин оставался руководителем школы. В 1809 году за плодотворную преподавательскую деятельность он удостоен звания Академика живописи, а позднее награжден орденами Св. Анны 3 степени и Св. Владимира 4 степени.
Кроме этого музея, можно посмотреть росписи Воскресенского собора в Арзамасе, которые выполнялись при участии А.В.Ступина. А всего из его работ до наших дней дошли только 2 полотна и академические рисунки.
Особенно удавались ученикам Ступина детские портреты.
Среди учеников школы живописи Н.Алексеев, В.Раев, И.Горбунов, Н.Рачков, К. Макаров.
Начальное обучение живописи в школе Ступина получил выдающийся русский художник В.Г.Перов.
Половина картин в музее подписана «Неизвестный художник». В школе Ступина учились и крепостные. А крепостным нельзя было оставлять на полотнах свои имена.
П.Калюлин.