Фес это город какой страны

История города Фес, происхождение название и деление на районы

class=»subtitle»>Категория: Документы и статьи >> Описание интересных объектов

Фес (Фез) — второй по величине город в Марокко после Касабланки. Медина Феса (исторический центр) — одна из самых больших в мире городских территорий без автотранспорта. Университет Феса Эль-Карауин основан в 859 году и с тех пор беспрерывно работает. В общем, в Фесе много всякой старины, вы поняли.

Происхождение названия “Фес” точно не выяснено. Одни считают, это в честь гор Фазаз, стоящих неподалеку. Другие — что основатель города Идрис Первый в 789 году взглянул на кирку (Фа’с по арабски) и решил, что город почему-то должен быть выстроен именно в форме нее. Как кайло попало в руки правителю, легенды не сообщают. Есть и мистика: старый христианский монах сказал Идрису, что в этих местах когда-то тысячу лет назад был город Сеф, и неплохо бы основать город именно здесь. Буквы местами переставил, мол, сам Идрис, решив, что придумывать другие буквы — это моветон. Берберы предлагают свою версию: Фес произошло от “isaffen”, множественного числа от “Asif”, что значит “река” на берберском.

Самая тру-версия гласит, что изначально Фес был построен сразу на двух берегах реки в качестве двух городов(объединили его гораздо позже). И “Фас” означает не более, чем “правый берег”. Город на левом берегу назывался, кстати, не “левый берег”, а “Аль-Алия”, так что версия тоже не безупречна.

После основания Фес заселяли все, кому не лень: мусульмане со всей Северной Африки, мориски (испанскими мусульманами в изгнании), а также евреи, имевшие в своем распоряжении отдельный квартал. В конце XII века здесь жили 200 000 человек — самый большой город планеты на тот период. При Альморавидах титул столицы от Феса ускользнул в Марракеш, но городские власти не пали духом и сделали Фес научно-религиозным центром страны. Благодаря этому Фес не опустел, и чуть позже, при Маринидах, столица снова переехала к нему.

В XVI веке в Марокко случилось османское завоевание, и часть территорий стала вассалом Османской империи. В их числе был и Фес. Столица переехала — куда? — правильно, в Марракеш. Но жители города снова не растерялись, сделали Фес главным торговым пунктом Северо-Западной Африки. До XIX века это был единственный в мире город, где изготавливали фески — арабские головные уборы, так что весь арабский мир съезжался сюда за покупками.

Позже Фес снова стал столицей Марокко, на этот раз до 1912, раздела страны между Францией и Испанией. А вот после 1912 город стал переживать не лучший период: лучшие головы уехали в столицу Рабат, и вообще, город стал пустеть, а экономика падать.

Фес делится на три части: Фес-Эль-Бали (старый город), Фес-Дждид (новый город — ну как новый, основан в 1276) и Виль Нувель (совсем новый город, основанный французами). Старый город — огроменное средневековое пространство с кучей улочек и тупиков, вокруг которого даже стену разрушать не стали. Ездить здесь можно только на том, что не имеет двигателя, так что в основном все передвигаются пешком. А Виль Нувель — копошащийся офисный центр, туда любителям экзотики можно не ходить.

Именно в Фесе находится легендарный квартал кожевенников Шуара, где кожу отмывают и красят в каменных чанах под открытым небом уже второе тысячелетие кряду. Интернет пестрит фотографиями с видео, так что если вы до сих пор ничего о нем не знаете, обязательно посмотрите.

Африка — Марокко Фес день первый.

Город противоречий, «ты говоришь, что идешь в Фес, но я знаю что ты не идешь в Фес…». — старая пословица.

Дорога до Марокко

И так я снова в Африке и это первый день моего очередного путешествия по этому континенту, но добраться до Африки без приключений мне не удалось. А именно, примерно за 3-4 месяца до путешествия я купил билет Москва — Фес по очень привлекательной цене примерно 150 долларов. Купили билет и остался доволен и не придал значения нюансам. Об этих нюансах я подумал за 2-3 дня до вылета. Нюансы такие перелёт Москва Фес переходит с пересадкой в Барселоне.
Прилетаешь в Барселону в терминал 1 а вылет из терминала 2. Например если прилетаешь в Париж аэропорт Шарля Де Голля там может быть такая же ситуация, когда прилет в один терминал а вылет из другого, но с этим проблем никаких нет. В данном случае за 2-3 дня до вылета что-то во мне щелкнуло и решил проверить поточнее данную ситуацию. Я стал просматривать русскоязычные сайты, на которых было написано, что из одного терминала в другой ходит бесплатный автобус, который вас отвезёт за 10 минут в другой терминал. На некоторых сайтах было даже написано что переезд осуществляется по закрытым коммуникациям. Но опять у меня закралось сомнение и я начал задавать вопросы на туристических форумах по данному маршруту. И на одном из форумов один путешественник мне ответил, что он дважды летал подобным маршрутом и оба раза он выходил за пределы транзитной зоны что бы сесть на автобус который везёт в другой терминал. Получалось так что в данной ситуации требовалась шенгенская виза, получить которую мне за 2 дня было не реально.
Я увидев что складывается такая ситуация написал письмо в аэропорт Барселоны из которого мне пришел ответ, что мне нужно данную ситуацию выяснить в посольстве Испании. Сложив всё слагаемые я решил пойти на авантюру. Но прежде я распечатал посадочный талон перелёта из Барселоны в Фес, этот талон сыграл очень важную роль.
Авантюра состояла в следующем, я прилетаю в Барселону, показываю посадочный, говорю что писал вам письмо на которое не пришло понятного ответа. Я звонил в посольство мне там сказали, что сотрудники аэропорта мне помогут. В итоге я должен был убедить сотрудников в том что всё что от меня зависело я сделал и они должны провезти меня по посадочной полосе в другой терминал.
В конечном итоге я прилетаю в Барселону в терминал 1 иду на паспортный контроль, сотрудница ищет визу, а я ей говорю, что визы нет. Она смотрит на меня широко раскрытыми глазами. Тогда я ей объясняю ситуацию и показываю посадочный талон, говорю, что у меня всё есть для полёта и я готов лететь.
Тогда он берет мой билет Москва-Барселона, посадочный талон на перелёт Барселона-Фес. Собралось 4 человека, которые стали обсуждать, как поступить в этой ситуации. В конечном итоге пришел сотрудник аэропорта, который провел меня служебными проходами до автобуса и этот автобус меня одного довез до 2 терминала. Получилось такое приключение, возможно оно послужит для кого0то сделать определённые выводы при составлении подобных маршрутов.
Что еще хотел добавить, пойдя на эту авантюру, я шел продумав пути отступления. То есть если сотрудники аэропорта не переправили меня в нужный терминал, тогда я через интернет купил бы себе билет в Марокко с вылетом из терминала 1. Конечно в данном случае я бы потерял около 180 долларов и 10 часов времени, но для меня всё закончилось успешно.

Цены в Фесе

Цены на отели
За 15-20 евро за ночь можно снять не плохую комнату в хостеле.

Цены на питание
Таджин стоит около от 25 до 40 дирхам это 2,5- 4 доллара, этим блюдом можно вполне наесться.
Шаурма – 15 дирхам. На день будет достаточно 10-20 долларов, если не посещать дорогие рестораны.

Цены на проезд
Городской автобус 4 дирхама. Такси в среднем 20 дирхам.

Как только я пришел в старый город появилось сразу куча помощников. Но вокруг всё колоритно и интересно.

Старый город

Забегая вперед, скажу, что в Марокко население, которое соприкасается с туристами нацелено всеми способами выманить у них деньги. Пока я шел до своего отеля ко мне пристал так называемый помощник, которому я сразу сказал, что в его помощи не нуждаюсь, а свой отель я смогу найти с помощью GPS. Кстати сказать, маленькие отели в Медине найти очень не просто. По сути, данные отели это дом человека, который захотел подзаработать. Ну так вот идя по GPS я увидел что прошел нужный мне переулок и развернулся что бы вернутся и тут же над поворотом в переулок увидел не большую табличку с названием нужного мне отеля. Этот тип тоже её увидел и закричал, что вот мой отель и что он мне его нашел. Я отмахнулся от него и пошел в отель, когда мне открыли дверь, он тоже последовал за мной, прося денег. Я ему конкретно сказал, что он от меня ничего не получит, после этого служащая в отеле выгнала его.

Но на этом данная история не закончилась. Через некоторое время пришел хозяин отеля. Меня угостили чаем, я рассчитался за проживание и тут снова стук в дверь. Хозяин пошел её открывать и слышу он меня завет. Подхожу, а там опять тот тип, требует, что бы я ему заплатил. Я ему снова ответил, что платить ему не за что и от меня он ничего не получит, а если он будет меня доставать то я сейчас включу видео камеру и весь интернет в прямом эфире увидит как он попрошайничает. После этого он резко изменился в лице и с английского языка перешел на арабский. Он сказал несколько предложений хозяину отеля, после чего, удивительно, но хозяин отеля отдал ему 10 дирхам, после чего он удалился. Выходит этот тип все-таки добился своего, свой доллар он получил.

Национальная кухня Марокко

После такого, как я заселился я пошел в ресторан пообедать. Обычно во время своих путешествий в разных странах мира я пробую национальную кухню страны в которой нахожусь. Так и в этот раз, я решил заказать себе таджин. Таджин это блюдо которое готовится в посуде, которая так же называется таджин, внешне она выглядит типа тарелки или сковороды с конусообразной крышкой. За счет такой крышки предотвращается пропускания пара и запах от готовящегося блюда. По сути в таджине готовят почти все что угодно мясо, курицу овощи фрукты. Мне в данном случае принесли говядину со специями и яйцом в специальной подливе. В данном случае острое кисло сладкое блюдо мне не очень понравилось. Хотя другие вариации таджина которые я пробовал позже мне нравились. Стоимость таджина в среднем 40 дирхам это примерно 4 доллара. Еще в Фесе можно попробовать пирожки с голубями, мало вероятно, что это можно отнести к национальной кухне, но такое блюдо присутствует. Попробовать его мне не удалось так как я узнал о нём позже, хотя видел клетки с голубями около маленьких кафе.

Таджин национальное блюдо

Встреча с моими Африканскими попутчицами

Теперь по плану мне предстояло встретиться с двумя женщинами, с которыми на туристическом форуме я и двое моих товарищей договорились осуществить путешествие. Наступил вечер, я находился в отеле и ждал пока они приедут, хотя они должны были приехать уже как 2 часа назад. Начался дождь, а их все не было и я уже начал переживать всё ли в порядке. Через какое-то время я услышал русскую речь, вышел из номера и увидел Ольгу одну из тех с кем я должен был встретиться, вторая тоже Ольга, оказывается, потерялась.
Получилось так, что когда они подъехали к Медине, одна должна была найти отель и потом они должны были встретиться в условленном месте. Но по какой-то причине в этом условленном месте им встретится, не удалось. Пошли вместе с хозяином отеля искать вторую Ольгу под дождем. Снова пришли к условленному месту и обошли все переулки которые находились рядом, но безрезультатно.
Хочу отметить, что искать человека в Медине дело не благодарное и без местного, можно ходить от него в 50 метрах и не найти. Вернулись в отель, дождь только усиливался и перешел на ливень. И тут совершенно спонтанно я решил спросить у Ольги, а есть ли у подруги телефон, оказалось что есть. И совершенно спонтанно получилось, так что у меня еще был подключен роуминг. Дозвонились до Ольги, настроение у неё конечно было паническое, это и можно было понять. Ночь, Африка, ливень, какая то крепостная стена перед ней, рядом ходят какие-то сомнительные типы, то ли бомжи то ли наркоманы, а она кричит нам найдите меня быстрей.
Исходя из того описания что она сказала по телефону все эти места мы уже осмотрели. Тогда я попросил её найти человека приличного вида, которому можно отдать телефон и что бы он объяснил хозяину отеля где её искать. Она отдала телефон таксисту и уже через 10 минут мы её нашли.
Идем мы с ней в отель ночью под дождём а она мне говорит. Блин подруги же мне говорили, куда ты собралась, какая нафик Африка, что тебе Греции и Таиланда мало, хочешь в Африку лети в Тунис загорать. И тут такое со мной приключается в первый же день, я стою ночью под дождём во всём этом ужасе и вспоминаю их слова.
Тут я попытался ей объяснить, что в путешествиях может произойти все что угодно и надо быть готовым к этому и подобные вещи воспринимать как приключение. А через некоторое время ты этот случай вообще будешь вспоминать с юмором. На тот момент мои слова не произвели должного впечатления. Но они оказали должное воздействие, когда через 30 минут мы сидели в отеле и пили хороший алкоголь, купленный в duty free. Таким образом прошел мой первый день путешествия в Африку.

Африка — Марокко Фес день воторой

Осмотр достопримечательностей Феса – ворота Bab Bou Jeloud, медресе 14 века Бу-Инания, Медина, квартал кожевников.

Медина Феса

Медина в Фесе разделена на кварталы ремесленников. Одной из главных достопримечательностей Медины считался квартал кожевников, где происходила обработка кожи животных. Из-за специфики обработки кожи в квартале стоял трудно переносимый запах. Для того что бы было проще находится в таком месте выдавались веточки мяты. На сегодняшний день от места выделки кожи почти ничего не осталось, теперь в этом месте строят или отель или ресторан. Забегаю вперёд, скажу я побывал в местах обработки кожи в Марракеше. Могу отметить что место очень колоритное во многом из-за запаха распространяемого в местах обработки кожи.
Ну и конечно сама Медина является достопримечательностью. Здесь нужно просто походить, посмотреть, купить что-нибудь, пообщаться с людьми, что бы почувствовать сущность этого места. Но Медина устроена, так что заблудится здесь очень просто и даже GPS здесь будет слабым помощником, так как многие улочки просто не отмечены на карте. В данном случае, за определённую плату, найти дорогу вам помогут помощники которые периодически будут подходить к вам или по навигаторы выйти за пределы Медины взять такси и доехать до нужного места.

Жилье в Фесе

Марокко не дорогая страна, в Фесе можно найти жилье на любой вкус, цвет и кошелек. Предложений полно, начиная от бюджетных гестхаусов, заканчивая роскошными риадами. Наше путешествие проходило под девизом: «Даёшь экзотику», поэтому и отель выбрали чисто в марокканском стиле.

Выбор упал на Riad Idrissy и это было 100% попадание. Кроме того, что он шикарно оформлен и находится в медине, так ещё и владельцы риада невероятно милые и отзывчивые люди. А стоит ли говорить про потрясающие завтраки в отеле?! Вкуснее, чем здесь мы и не кушали в Марокко.

Все путеводители, как один, рекомендуют к посещению мусульманские мечети (всего их около 250). Мол, это самые древние здания города, неповторимая архитектура, уникальная роспись и прочие хвалебные песни. Да вот только забывают уточнить, что турист туда и носа не сунет, вход строго для мусульман. Остальные же могут восхищаться лишь фасадом здания. Мы посмотрели парочку и пошли туда, где нам рады.

Красильни Шуара

Красильни Феса — это кооператив, в котором работает порядка 550 семей. Как и 1 000 лет назад, здесь придерживаются натуральных методов обработки кожи, поэтому изделия из Марокко отличаются высоким качеством.

Чтобы шкура стала мягкой, её вымачивают в голубином помёте, а для окрашивания добавляют растения. С помощью мяты получают зеленый цвет, шафран окрасит кожу в желтый, а чтобы получился красный — берут цветы мака.

• Для изготовления кожаных изделий используют шкуры козы, коровы, овцы и верблюда.
  • Кожа проходит пять стадий обработки: вымачивается, стирается, сохнет, размягчается и только потом красится. Весь процесс от А до Я длится 22 дня.
  • Цвета красок меняют раз в неделю. Например, на этой неделе красный, коричневый и желтый, а на следующей синий, зеленый и фиолетовый.
  • Красильня Шуара работает 365 дней в году, без перерыва на праздники или плохую погоду.

При Шуара есть магазин, в котором продается всё: начиная от ремней и кошельков, заканчивая пальто и сумками. Цена изделий, как мне показалось, немного завышена, на рынках те же товары на порядок дешевле.

Эта достопримечательность Феса очень вонючая, ну прям очень! Чтобы хоть как-то приглушить едкий запах гниющей плоти, туристам на входе дают веточку мяты.

Это, пожалуй, самая впечатляющая достопримечательность. Мало где на планете можно встретить нечто подобное. Всего в Фесе три красильни, Шуара самая большая. Вход бесплатный.

Адрес: Hay Lablida Chouara, Fes

Режим работы: 8:30 – 20:00, без выходных

Пекарни

В медине, то и дело, можно наткнуться на небольшие пекарни, в которых готовят хлеб для семей или на продажу в магазинах. Держать дома печь невыгодно, дорого и небезопасно, поэтому многие приносят тесто в пекарню, а через какое-то время забирают ароматный хлеб. Ну или покупают уже готовое изделие в магазине.
Нам было очень интересно узнать, как всё работает изнутри, поэтому не постеснялись спросить разрешения зайти во внутрь. Марокканцы очень приятные и открытые, поэтому практически всегда идут на встречу туристам. Нас ещё и булочками угощали, за хлеб денег не взяли, сказали что подарок.

Марокканская керамика

Прилавки местных рынков пестрят керамической посудой с восточными орнаментами. Тарелки, блюдца, чашки, миски, шкатулки — это лишь малая часть из ассортимента. Глаза разбегаются, хочется купить буквально всё! Если вы, как и я, прониклись красотой посуды, то рекомендую съездить непосредственно на производство.

Здесь для туристов проводят бесплатную экскурсию. Нам рассказали об этапах изготовления и росписи посуды, провели по всем павильонам и показали самое-самое из их арсенала: вазы ручной работы, потрясающей красоты столешницы, кухонный инвентарь и прочее.

Естественно, потом будут предлагать что-нибудь купить, но лишь предлагать. Никто не будет вас уговаривать и убеждать, что именно их товар самый лучший, как это было у нас в Индии.

Изделия на производстве дороже, чем на тех же рынках. Маленькую масленицу мы купили за 20 евро. Но по качеству посуда здесь лучше.

Адрес: Art Naji, 20, Fez

Режим работы: 8:00 – 18:00, без выходных

Рынки Феса

Рынки — моя слабость. Я уже не раз писала, как мне нравятся рынки Грузии, в Фесе всё куда масштабней. Можно часами бродить по рыночным лабиринтам. Здесь торговые ряды пестрят яркими цветами самобытных товаров: кожаные изделия, керамическая посуда, ткани всех цветов радуги, ювелирные украшения из серебра, овощи, фрукты, специи, мясные ряды — это лишь малая часть того, что может предложить торговая часть медины. На рынках стоимость на порядок ниже, чем на самом производстве, а если хорошо поторговаться — высокая цена растает, как мороженое на солнце.

Экскурсии

Двух полных дней в Фесе будет достаточно, чтобы посмотреть все ключевые места города. Мы были четыре и последние два дня скучали, гуляя по уже знакомым улочкам. Достопримечательности Феса можно посмотреть и самостоятельно, но мы решили взять экскурсовода. Главная причина — лабиринты медины, заблудиться в узких улочках можно в два счёта. Во-вторых, ни один путеводитель не познакомит с городом так, как это сделает местный житель.
Гид нашёл нас сам. Гуляя по медине, молодой парень предложил свои услуги, при чём за совсем смешные деньги (по европейским меркам). Наша 5-ти часовая экскурсия стоила 20 евро для двоих взрослых, то есть по 10 евро с человека. Мы остались довольны экскурсией на 100%, слушали гида с открытым ртом. Он показал нам всё самое интересное в городе и обращал внимание на малейшие детали, которые самостоятельно мы бы никогда не заметили.

Найти экскурсовода не составит труда, возле ворот Баб-Бу-Джелуд гиды предлагают свои услуги. Такие экскурсии проводят на английском, французском и испанском языках.

Но есть один нюанс — в местах, в которые будет водить вас гид, стоимость товаров/сувениров сильно завышена. Скорее всего экскурсоводы получают % от приведённых туристов. Мой вам совет: сходите, посмотрите, приценитесь, но ничего не покупайте. С вероятностью 99% те же товары на рынке вы купите самостоятельно существенно дешевле. Мы нашему поверили и очень переплатили.