История риги от основания

История Риги

Вид на Ригу с левого берега Даугавы. Гравюра 1547 год.

История Риги насчитывает более восьми веков. Несмотря на то, что в устье Западной Двины (Даугава) человеческие поселения появились с приходом финно-угорских, затем балто-славянских народов, как хорошо укреплённый военно-торговый центр Рига возникла в 1201 году, когда Альберт из нижнесаксонского министериальского рода Буксгевденов вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоноцев. Именно ему удалось сломить сопротивление здешних жителей, рыбаков и ремесленников ливов. Вторжение немецких феодалов имело серьёзные историко-культурные последствия для Прибалтики в целом и Риги в частности, так как в результате него произошёл разрыв нарастающих культурных контактов между прибалто-финскими и славянскими (в первую очередь русским) народами и переориентация культурно-экономической жизни Прибалтийского региона с востока на запад. Но несмотря на то, что военно-религиозная структура немецких орденов была необычайно прочной, их основная слабость лежала в демографической плоскости. Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Поэтому ассимиляции прибалтов не произошло. Но и немецкое население никогда не составляло более 5 % от всего прибалтийского. Исключения составляли города, и в первую очередь Рига, долгое время представлявшая собой «Немецкий остров» в море латышского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным.

Космополитизм

В Риге с ХIХ века появились представители всех основных национальностей, повлиявших на его уклад и культуру. Ливы, латыши, немцы, евреи, затем русские, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, эстонцы, армяне внесли свой вклад в образ Риги. С ХII по XVIII века самое большое влияние на город оказывала бюргерская (немецкая в своей основе) культура, о которой и сегодя свидетельствуют многочисленные здания каменной Старой Риги: рижская ратуша и многи другие достопримечательности Риги. Немецкие традиции городского управления наделили Ригу духом вольного города, который существовал и существует в своём мире. Особую роль в становлении самосознания средневековых рижан сыграла особая форма управления и особый статус города в решении различных вопросов — Рижская ландфогтия. За исключением от второй части 19-го века до советской власти в ходе второй части 20-го века латыши не составляли в городе абсолютного большинства населения. В настоящее время большинство населения столицы составляют русскоязычные (около 55 %) из которих большинство (около 80 %) русские. С 1989 года население города сократилось более чем на 20 %.

Восемь столетий истории Риги были наполнены различными событиями. В свой начальный период, когда Рига была членом немецкой тогово-купеческой Ганзы, стал временем её экономического расцвета при относительно небольшом (не более 10 тыс. чел) населении. Важную роль здесь сыграло и выгодное положение Риги в устье Даугавы на пересечении сухопутных дорог север-юг и запад-восток, приносивших прибыль от транзита. Но религиозные и национальные противоречия рано или поздно уступали место войнам, изоляции и экономическому упадку.

До XIX века

Человеческие поселения в устье Даугавы (Западная Двина) появились с приходом финно-угорского племени ливов.

С середины XII века в нижнее течение Западной Двины (нем. Düna) до речки Риги (нем. Riege), от которой и происходит название города регулярно заходили готландские торговцы. В Хронике Генриха Латвийского упомянута locus Riga, представлявшая собой естественную гавань. В позднейшие времена эта речка была засыпана, и в настоящее время место, где она протекала, можно представить себе лишь по направлению некоторых улиц старой части города.

К язычникам, населявшим эти места, неоднократно направлялись миссионерские христианские экспедиции, которые, однако, оставались безрезультатными до 1201 года, когда Альберт Буксгевден вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоносцев. После закладки крепости Рига стала хорошо укреплённым военно-торговым центром. Впоследствии город стал главным христианским и торговым центром Ливонии.

В «Историческом атласе России» Н. И. Павлищева (1873) основание Риги рассматривается как территориальная уступка со стороны России:

Мы позволили немцам построить на нашей земле Ригу и церковь для крещения тамошних язычников.

В свой начальный период, когда Рига была членом немецкой торгово-купеческой Ганзы, город переживал экономический расцвет при относительно небольшом (не более 10 тыс. чел.) населении. Важную роль здесь сыграло и выгодное положение Риги в устье Даугавы на пересечении сухопутных дорог север-юг и запад-восток, приносивших прибыль от транзита.

Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохтонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Долгое время Рига представляла собой «немецкий остров» в море окрестного латышского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать, когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным.

Новое время

С XIX века в Риге жили представители многих национальностей, повлиявших на городские уклад и культуру: латыши, ливы, немцы, евреи, русские, белорусы, поляки, литовцы, эстонцы и другие. Однако немецкие традиции городского управления наделили Ригу духом вольного города, который существовал в своём мире. Особую роль в становлении самосознания средневековых рижан сыграла особая форма управления и особый статус города в решении различных вопросов — Рижская ландфогтия. Латыши практически никогда не составляли в городе абсолютного большинства населения.

Эта статья нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
  • 1201 — основание Риги епископом Альбертом.
  • 1215 — пожар Риги, в котором погибла значительная часть городской застройки.
  • 1282 — Рига, Любек и Висбю вступили в Ганзейский торговый союз.
  • 1330 — перенос орденского замка на северо-западный участок города.
  • До 1561 года городом управляли архиепископы Рижские, всего 20 человек.
  • В период с 1561 по 1581 годы Рига была вольным городом.
  • 1581—1621 — в составе Речи Посполитой.
  • 1621—1721 — в составе Швеции (с 1710 захвачена русскими войсками).
  • 1721—1918 — в составе Российской империи:
    • 1713—1783 — центр Рижской губернии.
    • 1783—1796 — центр Рижского наместничества.
    • 1796—1918 — центр Лифляндской губернии.
  • 1918—1940 — столица Латвийской Республики.
  • 1940—1941 — столица Латвийской ССР.
  • 1941—1944 — центр рейхскомиссариата Остланд.
  • 1944—1990 — столица Латвийской ССР.
  • C 1991 года — столица Латвийской Республики.