Страна с каунасом

История города Каунас и история герба Каунаса

Каунас (Kaunas, Ковно, Ковна, Kowno) — второй по величине и значению город Литвы, административный центр Каунасского района, в 1919—1939 годах — временная столица Литовской Республики.

Расположен у впадения реки Вилии (Нярис, Neris) в Неман (Нямунас, Nemunas) вблизи Каунасского водохранилища, в 104 км к северо-западу от Вильнюса.

История города Каунас

Каунас (на литовском — Kaunas; в 1795–1915 годах — Ковно, Ковна, на польском — Kowno, на белорусском — Коўна) — второй по величине и значению город Литвы. В 1920—1940 годах столица Литовской Республики.
Расположен у впадения реки Neris (Нярис, Вилия) в Nemunas (Нямунас, Неман) вблизи Каунасского водохранилища.

Порт на реке Нямунас находится при впадении в него реки Нярис. Основная часть города находится на правобережье Нямунаса.

В месте, где сейчас находится Каунасский Старый город — у слияния рек Нямунаса и Нерис — люди жили с древних времен. Так как Каунас находился на границе с территорией Тевтонского ордена, то в XIII веке здесь был построен каменный замок. Поселение, которое переросло в город Каунас, впервые упоминается в исторических документах в 1361 году (по другим данным был основан в 1280 году). Название Каунас (Kawen, Cawen), упомянуто в хрониках Виганда Марбургского, историка ордена крестоносцев. В хрониках отмечена весть о посылке разведчиков в Каунасский замок для изучения укреплений. Каунас упоминается и в других хрониках Тевтонского ордена.

Магдебургские права дарованы великим князем литовским Витовтом Великим в 1408 году. С середины XV столетия Каунас входил в Ганзейский союз и играл важную роль в экономике региона Балтийского моря и Великом княжестве Литовском. В городе была построена первая школа, общественная больница, аптека, росла его важность как центра торговли с Западной Европой и речного порта. Вскоре Каунас стал одним из хорошо обустроенных городов Великого княжества Литовского.

Особенно неблагоприятными для города были XVII-XVIII века. На город нападала русская армия, жителей косила чума, город пережил два сильных пожара.
В конце XVIII века экономическое положение Каунаса немного улучшилось, однако, в 1812 году началась война, во время которой армии Наполеона переправлялись через реку Нямунас на территорию Каунаса. Во время войны город был разрушен два раза.

Несмотря на это, в тот период Каунас развивался. Был прорыт канал Огинского, который соединил Нямунас с Днепром. В 1862 году через Каунас прошла железная дорога, соединившая Российскую империю с Германией. В 1898 году заработала первая электростанция. Эти события способствовали развитию городской торговли и промышленности. Дальнейшее развитие Каунаса остановила первая мировая война. До 1919 года в Каунасе хозяйничали представители различных народов и властей: коммунисты Литвы, поляки Пилсудского, власть из Германии.

В 1920—1940 годах Каунас «временная столица» Литовской Республики. В 1920 году в Каунасе был собран Утвержденный Сейм, положивший начало законодательной системе Литовского государства. Во времена независимости Каунас разросся, увеличилось количество жителей, были построены новые архитектурные памятники, районы Каунаса Алексотас и Вилиямполе были соединены с центром города при помощи мостов через реки Нямунас и Нерис. Это были „золотые” годы города.

После второй мировой войны Вильнюсу был возвращен статус столицы, а Каунас стал вторым по величине и числу жителей городом Литвы. В городе начались восстановительные работы. Город быстро развивался и стал важным промышленным и культурным центром Литвы.

После восстановления Независимости Литвы в 1991 году Каунас превратился в один из наиболее посещаемых туристами городов Литвы. В городе были открыты новые музеи, отреставрированы наиболее знаменитые памятники архитектуры и др.

Герб города Каунас

На городских гербовых печатях с XV века изображался тур, с конца XV века его дополнил крест.

С 1843 года герб Ковенской губернии, которым пользовался и губернский город Ковно, изображал установленный на ратушной площади памятник в память Отечественной войны 1812 года. Герб Ковно утвержден 11 июня 1843 года.
«В голубом щите памятник, воздвигаемый в воспоминание отечественной войны
1812 года, с надписью:
«На начинающего Бог»; у подножия его две соединяющиеся между собой реки, в знак, что город Ковно стоит при слиянии рек Немана и Вилии».

2 мая 1935 городской совет Каунаса утвердил герб с изображением на пурпурном фоне белого тура с золотыми копытами, рогами и крестом между рогами.

С 1969 использовался герб с изображением на красном фоне белого зубра.
Автор герба — Витаутас Банис (Vytautas Banys).

«На пересеченном снизу щите в верхней части в красном поле белый зубр, оконечность щита зеленого цвета. Щит окаймлен узкой каемкой серебряного цвета». Крест был удален, а оконечность перекрашена в зелёный цвет. Таким образом цвета герба Каунаса повторяли цвета флага Литовской ССР в составе СССР.

Декретом президента Литовской Республики 30 июня 1993 утвержден герб, воспроизводящий исторический герб: на красном щите белый тур с золотым крестом между рогами. Автор эталонного рисунка — Раймондас Микневичюс.

Указом президента В.Адамкуса от 19 мая 2009 года №1K-1835 утвержден Большой герб города Каунаса. Традиционный щит наложен на золотой парусный корабль с серебряными парусами. Над основным щитом помещен малый красный щиток с серебряной каймой и тремя золотыми шарами. В верхней части герба на золотой ленте девиз «DILIGITE JVSTITIAM QVI JVDICATIS TERRAM».

флаг города Каунас герб города Каунас Большой герб города Каунас

Как посмотреть город Каунас в Литве и большинство достопримечательностей за 1 день, совершив прогулку в 5км от вокзала до исторического замка.

Город Каунас за 1 день

Как и было сказано в самом начале прогулка начнётся с Железнодорожного вокзала куда меня привёз за 1,5 часа чистый, комфортный, двухэтажный и практически пустой поезд. Хотелось посмотреть дорогу со второго этажа, но там было тесновато и сквозило, поэтому поехали на первом.

Поезд Вильнюс-Каунас

По прибытию в город Каунас погода значительно испортилась и пошёл сильный ливень, пришлось ждать на вокзале около часа, а за это время единственным развлечением была фотосессия с военным экспонатом внутри вокзала.

Железнодорожный вокзал

Пешеходную прогулку можно начать с вокзала, а те кто спешит могут уехать в исторический центр за 0,8€ на городском транспорте. Фото вокзала сделано с остановки, от которой отправляется транспорт в исторический центр. На остановке висит наглядная карта транспорта, в ней легко разобраться и сесть на нужный автобус или троллейбус. Билеты покупаются у водителя.

Железнодорожный вокзал

Благовещёнский собор

Всего 5 минут пешком от вокзала и встречается первая достопримечательность Благовещёнский собор. Находится собор посреди парка и сразу может быть не заметен среди деревьев.

Благовещёнский собор

В этом же парке рядом с Собором находится Церковь Воскресения Христова. Церковь старше собора на пол века и построена в 1862 году, а собор пришлось строить рядом из-за увеличения количества прихожан.

Церковь Воскресения Христова

Мечеть

На другом конце парка можно найти небольшую Мечеть. Хоть религии и разные, но все строения выполнены в одном белом цвете, совпадение это или случайность не знаю.

После парка и минут 5 ходьбы начинается самый настоящий исторический город Каунас. Для этого надо выйти на алею Laisves. По этой аллее и будет проходить большая часть маршрута с некоторым отклонением в сторону.

Костёл святого Михаила Архангела

Первое что встретится на аллее это самый большой храм или костёл в городе Костёл святого Михаила Архангела. Как его правильно назвать сложно сказать, т.к. вначале он был православным с момента строительства в конце XIXв, и это хорошо видно по архитектуре, но с 1990 года находится во владении католической церкви и значит это теперь костёл.

Почти в самом начале аллеи, где-то в ста метрах от Костёла святого Михаила Архангела находится туристический центр. Кому нужна бесплатная туристическая карта горда могут сюда заглянуть. Мне карта досталась чуть раньше, при заселении в снятую квартиру.

Адрес туристического центра в Каунасе — al. Laisvės, 36.

Туристический центр

Аллея Laisves

В тот момент когда я там была вокруг костёла и по самой аллее Laisves велись строительные работы, связанные с реконструкцией. Может сейчас это уже закончилось. Вот как выглядело начало аллеи, не очень красиво.

Аллея Laisves до реконструкции

А стоит пройти сотню или две метров, где работы уже закончились и вид на аллею совсем другой.

Аллея Laisves после реконструкции

Фуникулёр Жалякальниса

Дальше аллея выглядит хоть и красиво, но одинаково, что может показаться однообразным и скучным. Что бы этого не произошло, можно на следующем перекрёстке повернуть направо до улицы V. Putvinskio и отыскать небольшое туристическое развлечение Фуникулёр Жалякальниса.

Этот фуникулёр работает с 1931 года, длина подъёма 142 метра. Стоимость узнать не удалось, т.к. он не работал и скорее всего из-за плохой погоды, т.к. 30 минут назад был сильный ливень.

Фуникулёр не работает, а подняться на верх надо, т.к. на вершине находится Костёл вознесения Христова. Пришлось искать альтернативный подъём, а находится он чуть дальше по улице.

Подъём к Костёлу вознесения Христова по ступенькам

Подъём по ступенькам не прямой, а в несколько уровней и при этом на каждом уровне лестницы иногда расходятся и уходят в жилую постройку. Мы свернули один раз не на ту лестницу и уперлись в тупик, но всё было не напрасно, в тупике среди жилых зданий обнаружили маленькую часовню. Довольно оригинальная находка, отсутствующая в путеводителях.

Костёл вознесения Христова

После подъёма по лестнице пришлось приложить ещё немного усилий по поиску Костёла вознесения Христова, т.к. лестница прямо к нему не выводит. Что касается самого костёла, то по фото видно, что это современное здание. Во времена второй мировой его превратили в склад, а после — в радиозавод, где изготавливали телевизоры. Тогда вместо креста на башне находилась надпись «слава КПСС». Но в 2004 костёл уже использовался по назначению, он был возвращён верующим и освящён заново.

Сфотографировать костёл целиком из-за его высоты так и не получилось. За ним находится какая-то оранжерея, которая была закрыта и узнать побольше информации о ней не получилось. Спускаться пришлось тем же способом, по лестнице.

Музей чертей

Спустившись назад и пройдя дальше по улице V. Putvinskio нашли Музей чертей, в который многие туристы, посетившие город Каунас советуют обязательно зайти. Увы времени на него не было и осталась только фотография витрины.

После музея возвращаемся на аллею Laisves, пропустив какую-то её часть и выходим сразу к Памятнику Витаутасу.

Памятник Витаутасу

Старый город

От памятника по аллее идти ещё около километра до самого настоящего старого города. Как только перейдёте дорогу и выйдете на улицу Vilniaus, появятся маленькие старенькие домики с клумбами, фонарями и лавочками.

По дороге вокруг всех этих уютных домиков будет заброшенный Доминиканский Костёл, который теперь не выполняет свою функцию, а является корпусом университета.

После заброшенного и обветшавшего костёла снова чистые и красивые улицы старого города. Ещё чуть-чуть и будет самый центр.

Кафедральный собор святых Петра и Павла

К этому времени начинает темнеть и сделать хоть как-то яркую фотографию становится все сложнее, но до заката надо успеть добраться хотя бы до Каунасского замка. А пока нас задерживает центральная площадь старого города и всё что рядом находится.

Кафедральный собор святых Петра и Павла Интерьер Кафедрального собора

Центральная площадь

В центре площади построена Ратуша от чего и сама площадь называется Ратушная. Как выглядит сейчас ратуша видно на фото ниже, это здание с башней. Но такой она была не всегда. Когда её построили, а было это в XVIв, она была одноэтажной и не привлекательной. Второй этаж и башню добавили чуть позже. Тогда первый этаж ратуши использовался для торговли и тюремной стражи, а на втором находились судебные помещёния и архив. Товары хранились в подвалах, а преступников заключали в тюрьму, которая располагалась под башней.

Рядом с ратушей находится Костёл святого Франциска Ксаверия, но в этот день он был на реставрации.

Городская Ратуша и Костёл святого Франциска Ксаверия

В одном из уголков площади находится Костёл Святой Троицы и Монастырь Бернардинцев. В здании костёла сейчас находится теологический факультет духовной семинарии, которая была создана в XIX епископом Мотеюсом Валанчиусом. Памятник ему установили здесь же, возле стен семинарии.

Костёл Святой Троицы и Монастырь Бернардинцев

За ратушей находится довольно оригинальный и даже шуточный памятник создателю первого в мире кукольного мультика. Владислав Старевич провёл часть своей жизни в Каунасе.

Памятник создателю первого в мире кукольного мультика

Каунасский Замок

Уходим с площади и идём в сторону реки, чтобы увидеть главную достопримечательность — Замок.

На фотографиях и в реальности замок кажется каким-то маленьким и совсем не соответствует размаху костёлов и других замковых зданий. Возможно он изначально был гораздо больше, но то, что сейчас это всего лишь небольшие остатки и если посмотреть историю замка, то он разрушался до основания несколько раз.

Костёл святого Юргиса

Рядом с замком есть ещё один костел, который превосходит его размерами это Костёл святого Юргиса.

На фотографиях не так заметно, но небо уже начинало хмуриться и темнеть. Время шло к закату и пришлось чуть ли не бежать, что бы увидеть ещё один фуникулёр под названием Алексотаса, а по дороге через мост почти на бегу сфотографировать ещё два известных в городе здания, которыми являются Костёл святого Витаутаса и Лютеранская церковь, которую окружают корпуса Вильнюсского университета.

Костёл святого Витаутаса Лютеранская церковь

Фуникулёр Алексотаса

Фуникулер Алексотаса тоже был закрыт и опять пришлось подниматься вверх по лестнице, но в этот раз её искать не пришлось, она находилась слева от фуникулёра. Здание фуникулёра уже не так хорошо отреставрировано как в первом случае.

Подниматься в гору в этот раз надо было не ради очередного костёла, а ради обзорной площадки с видами на Каунас. Как только поднялись, пошёл дождь и испортил всю картинку, вид всё равно красивый, но уже не настолько.

Панорама Каунаса

Это были почти все Достопримечательности Каунаса, которые можно было увидеть за 1 день, но осталась ещё одна самая удаленная, до которой пришлось ехать на троллейбусе с ЖД вокзала это Пажайслисский монастырь.

Пажайслисский монастырь

Добраться до монастыря можно с ЖД вокзала на 5 троллейбусе, но он не доезжает до монастыря несколько километров, гораздо ближе подъезжает 9 троллейбус. Лучшим решением будет пересесть на конечной 5 троллейбуса на 9 и доехать на конечную 9. Ехать на троллейбусе надо до конечной остановки около 1 часа, а сами троллейбусы тоже можно отнести к реликвиям и вспомнить троллейбусы из СССР.

Исторические Троллейбусы

Учтите, что Монастырь закрыт по Понедельникам для посещения и пришлось фотографировать то, что осталось это крышу монастыря, а для этого пришлось прогуляться по полю.

При подходе к монастырю появляется красивая аллея, можно решить, что это вход в монастырь, но на самом деле это аллея к и ресторану. Через эту аллею к монастырю пропускают только посетителей ресторана или отеля.

Аллея к отелю MONTE PACIS

Вход в монастырь находится слева от аллеи. Больше в него входов нет и по периметру он обнесён высоким забором. Через этот забор и сделана следующая фотография.

Пажайслисский монастырь

Меня здесь заинтересовало следующее, если верить информации в сети, то под монастырём есть подземный ход длиной в 12 км. По этому тоннелю когда-то можно было добраться до центра города.

Стоимость поездки в город Каунас на 1 день

Распишу приблизительную минимальную сумму в которую можно вписаться если съездить на 1 сутки из Минска.

  1. Автобус Минск-Вильнюс + поезд Вильнюс-Каунас от 15€ в одну сторону.
  2. Городской транспорт: 4 поездки по 0,8€ (в монастырь и в квартиру) — 3,2€.
  3. Жильё: от 15€ за 1 ночь на 2-х, а на одного это 7,5€.

ИТОГО поездка из Минска в Каунас на 1 сутки с ночёвкой и всеми переездами обойдётся на 1 человека от 34€. Но лучше всего брать билеты в одну сторону и улететь из города в какое-нибудь другое место на самолетах low-cost авиакомпаний за 5-20€.

История

Название города (рус. Ковно, Ковна, лит. Kaunas, белор. Коўна, польск. Kowno) возводят к балтийскому корню, означающему низкое, топкое, болотистое место. Первое упоминание в письменных источниках относится к 1361. Магдебургские права дарованы великим князем литовским Витовтом Великим в 1408.

С середины XV столетия Каунас входил в Ганзейский союз и играл важную роль в экономике регионе Балтийского моря и Великом княжестве Литовском. В городе была построена первая школа, общественная больница, аптека, росла его важность как центра торговли с Западной Европой и речного порта.

Из-за войн XVII—XVIII века Каунас пришел в упадок. В конце XVIII века экономическое положение Каунаса немного улучшилось, однако, вскоре, в 1812 году началась война, во время которой армии Наполеона переправлялись через реку Нямунас на территорию Каунаса. Во время войны город был разрушен два раза.

С 1842 года центр Ковенской губернии.

Мост Витаутаса (Витовта) Великого, соединяющий Старый город и район Алексотас

В 1920—1940 годах «временная столица» Литовской Республики. В 1920 году в Каунасе был собран Учредительный Сейм, положивший начало законодательной системе государства. Во времена независимости Каунас разросся, увеличилось количество жителей, были построены новые архитектурные памятники, районы Каунаса Алексотас и Вилиямполе были соединены с центром города при помощи мостов через реки Нямунас и Нерис. В 1924 году начали курсировать автобусы, в 1928 году построен водопровод.

В годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны передовые части немецких войск вечером 24 июня 1941 года вошли в город (переправлялись через реку на корабле — мост через Неман был взорван), который уже был очищен от советских войск отрядами Литовского фронта активистов, поднявшего восстание в первый день войны. (см. также: Прибалтийская стратегическая оборонительная операция)

…К вечеру подошли к Каунасу. Проходя мимо аэродрома увидели десятки поврежденных и сожженных самолетов, разрушенные ангары и взлетное поле в воронках. Сначала по мосту в Каунас прошла 188 сд. К 21 часу батальон капитана Редюка та же вошел в город. Однако не успели все подразделения 336-го сп перейти мост, как он был взорван. При попытке 190-го сп перейти реку по разрушенному мосту были обстреляны. Пулеметный и автоматный огонь велся с чердаков и из окон. С костела Каунаса стреляло три пулемета. У некоторых командиров в городе на квартирах проживали семьи. Эти командиры с отдельными группами солдат переправлялись в город на подручных средствах. Многие члены семей были убиты (повешены). …5 сд форсирует Неман на подручных средствах и вплавь в 8-10 км юго-восточнее Каунаса. Из-за отсутствия ГСМ и переправочных средств все тяжелое вооружение и техника были уничтожены.

— ветеран 5 сд Коновалов П.С. «10 лет в бою»

В Каунасе, из которого ушли части Красной армии, не было ни одного соединения РККА, перед которым была бы поставлена задача, охранять какие бы то ни было объекты, за исключением мостов через Неман и туннеля у железнодорожного вокзала. Оставшиеся в городе литовские милиционеры пытались 22 июня не допустить вооруженных людей на радиостанцию, которая очень скоро была захвачена агентами 2-го отдела абвера.

Вечером следующего дня, 25 июня, члены ЛФА устроили кровавый погром в Вилиямполе (Слободке), не менее 800 евреев было убито.

Части регулярной армии в Каунасе показались 25 июня. Первый приказ немецкой армии был: запрещено организовывать почётный приём немецкой армии, никаких плакатов, никто не может показываться на улице при проходе первых частей.

31 июля 1944 года советские войска освободили Каунас.

Население

В 1989 население составляло 418 087 человек, по данным всеобщей переписи населения 2001 — 381 300, в 2004 — 368 917.

В таблице приведена динамика населения города Каунаса на протяжении его истории. Как видно, наибольшим было увеличение населения в советский период за счёт миграции литовских крестьян в города и некоторого притока мигрантов из соседних славянских республик Советского Союза.

Год Население
1796 8 500
1813 3 000
1825 5 000
1840 8 500
1860 23 300
1897 71 000
1923 92 000
1940 154 000
1959 214 000
1966 275 000
1989 418 087
2001 378 943
2004 366 652
2005 361 274

Этнический состав

В отличие от Вильнюса и Клайпеды, Каунас — один из самых моноэтничных городов Литвы. Литовцы составляют почти 93 % его населения, крупнейшим этническим меньшинством являются русские, украинцы и белорусы (около 6 %). Большинство жителей среднего и старшего поколений владеет русским языком.

В прошлом город был более многонациональным. На момент обретения Литвой независимости, в 1919 году, поляки и евреи составляли большинство в городе. За период с 1919 по 1939 годы население Каунаса удвоилось преимущественно за счет роста литовского населения города. В то же время доля поляков сократилась за счет литуанизации и притеснений польского населения, доходившего до погромов (см. История польского меньшинства в Литве (польск.)русск.). В царской России часть сильно полонизированной литовской элиты учитывалась как поляки.

Этнический состав населения Каунаса по переписи 2001 г.:

  • Литовцы 92,9 %
  • Русские 4,4 %
  • Украинцы 0,5 %
  • Поляки 0,4 %
  • Прочие 1,8 %

Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:

  • Литовцы 60 %
  • Евреи 25 %
  • Поляки 10 %
  • Восточные славяне 5 %

Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:

  • Поляки 42 %
  • Евреи 31 %
  • Литовцы 16 %
  • Русские 1,5 %
  • Прочие 1,0 %

Языковой состав

Согласно переписи 1897 года из 70 920 жителей своим родным языком считали: 25 052 (35,3 %) — идиш, 18 308 (25,8 %) — русский, 16 112 (22,7 %) — польский, 4 092 (5,8 %) — литовский, 3 340 (4,7 %) — немецкий, 1 084 (1,5 %) — татарский.

См. также: Топонимы Литвы на разных языках

Транспорт

Каунас — крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Через Каунас проходят пересекающие Литву европейские магистрали Е67 (Хельсинки … Таллин — Рига — Каунас — Варшава — Пётркув-Трыбунальски — Вроцлав — Клодзко — Кудова-Здруй — Наход — Градец-Кралове — Прага), Е85 (Клайпеда — Каунас — Вильнюс — Лида — Черновцы — Бухарест — Александруполис), Е262 (Каунас — Укмерге — Даугавпилс — Резекне — Остров) и прочие дороги национального значения. Каунасский железнодорожный вокзал — узел нескольких железнодорожных линий. Каунасский железнодорожный тоннель — первый железнодорожный тоннель в Российской империи, был построен в 1862 году в Каунасе.

Троллейбус в Каунасе

Каунасский международный аэропорт — второй аэропорт по пассажироперевозкам в Литве. Построен в Каунасском районе у посёлка Кармелава в 1988 году. Находится в 13 километрах от центра Каунаса. Прямыми полётами из Каунасского международного аэропорта можно добраться в 11 стран мира. Авиакомпания Ryanair 4 мая 2010 года выбрала Каунасский аэропорт первым основным пунктом назначения в регионе. Аэропорт находится в ведомстве Министерства сообщения Литовской Республики.

Фуникулёр в Жалякальнисе

В Каунасе действуют системы автобусного (49 маршрутов) и троллейбусного (16 маршрутов) сообщения, соединяющие все части города и окрестности. Оплата производится с помощью предоплаченных билетов, которые можно купить в киосках или у водителя. С 2007 года можно приобрести электронный билет, действительный в городском общественном транспорте, используя Интернет, телефон, банкоматы или за наличные деньги. Стоимость проезда — 1,80 лита (2011).

Холмистый рельеф города способствовал открытию в 1930-х годах фуникулёров в районах Жалякальнис (1931) и Алексотас (1935). Построенные немецкой фирмой AEG двухвагонные фуникулёры имеют следующие характеристики:

  • вместимость вагона — до 35 человек;
  • время движения — около полутора минут;
  • угол наклона 14° 39′, длина — 142 метра (Жалякальнис)
  • угол наклона 18° 00′, длина — 132,9 метра (Алексотас)

В начале 2000-х годов фуникулёры прошли капитальный ремонт, и продолжают использоваться и как транспортное средство, и как туристический аттракцион.

Культура и образование

В Каунасе открыты 6 высших учебных заведений, в которых учится около 35 тысяч студентов: с 1922 года действует Университет Витовта Великого, крупнейший в Литве технический Каунасский технологический университет, Каунасский медицинский университет, Университет Александра Стульгинскиса (бывш. Литовская сельскохозяйственная академия), Каунасский институт декоративно-прикладного искусства, работают несколько десятков средних государственных и частных школ.

Городская ратуша

Каунас сохранил значительное число архитектурных памятников, среди которых — Каунасский замок, ратуша, готическая базилика св. Петра и Павла, церковь Святого Михаила Архангела, Ковенская крепость, дом Перкунаса и др.

Каунас — крупный центр культуры: в городе действует около 40 музеев и их филиалов, 26 библиотек, 7 профессиональных и 10 любительских театров, 20 фольклорных ансамблей. Среди них:

  • Каунасский государственный академический драматический театр (Kauno valstybinis akademinis dramos teatras)
  • Каунасский государственный музыкальный театр (Kauno valstybinis muzikinis teatras)
  • Каунасский театр кукол (Kauno lėlių teatras)
  • Каунасский камерный театр молодёжи (Kauno jaunimo kamerinis teatras)
  • Каунасский центр культур разных народов (Kauno įvairių tautų kultūrų centras)
  • Каунасская филармония
  • Национальный художественный музей М. Чюрлёниса
  • Военный музей Витовта Великого
  • Каунасская картинная галерея
  • Художественная галерея М. Жилинскаса
  • Музей инструментов литовской народной музыки П. Стулги.
  • Музей памяти Тиунэ Сугихара — японского дипломатa, служившего в должности вице-консула Японской империи в Литовской Республике.

Литовский зоопарк в Каунасе был открыт 1 июля 1938 года. Территория зоопарка занимает 15,9 га.

Известные горожане и уроженцы

  • Абрамсон, Шахно Гиршевич (1861—1907) — присяжный поверенный Ковенского окружного суда, депутат 2-й Государственной Думы, кадет.
  • Донатас Банионис (р.1924) — советский и литовский актёр, народный артист СССР (1974);
  • Бабицкас, Пятрас, литовский поэт, прозаик, публицист;
  • Бразджионис, Бернардас, литовский поэт и критик;
  • Аарон Барак, (род. в 1936 Каунасе), председатель (1995—2006) Верховного Суда Израиля, юридический советник (1975—1978) главы правительства Израиля, декан юридического факультета Еврейского университета, в Иерусалиме;
  • Ванцевичюс, Генрикас (р. 1924), театральный режиссёр, народный артист СССР (1978);
  • Владомирский, Владимир Иосифович (1893—1971) — актёр театра и кино, народный артист СССР (1951);
  • Видугирис, Альгимантас (1936—2010) — кинорежиссёр художественных и документальных фильмов, Народный артист Киргизской ССР, Академик, лауреат семи Гран-при международных кинофестивалей;
  • Вольтер, Эдуард Александрович (1856—1941) — российский и литовский лингвист, этнограф, фольклорист, археолог.
  • Воскресенский, Василий Григорьевич (1888—1951) — участник Русско-Японской, Гражданской войны, организатор Русских Балетных трупп во Франции.
  • Даугуветис, Борис Францевич (1885—1949) — советский и литовский актёр, режиссёр театра, народный артист СССР (1948)
  • Гольдман, Эмма, знаменитая анархистка первой половины XX века;
  • Витаутас Жалакявичюс, литовский кинорежиссёр, драматург и сценарист;
  • Заменгоф, Людвик Лазарь, врач и лингвист, известен как создатель эсперанто;
  • Каланта, Ромас, литовский диссидент, совершивший акт самосожжения в 1972;
  • Калиновский, Бальтазар Фомич (1827—1884) — российский экономист польского происхождения;
  • Лаздину Пеледа, общий псевдоним двух литовских писательниц-сестёр;
  • Львов, Алексей Фёдорович, российский скрипач, композитор, дирижёр, aвтор музыки гимна «Боже, царя храни» (1833);
  • Мациюнас, Джордж, американский художник и композитор, один из основателей и теоретиков художественного направления флуксус;
  • Майронис, литовский поэт, драматург, выдающийся представитель литовского романтизма, теолог, католический священник;
  • Минковский, Герман, немецкий математик;
  • Мицкевич, Адам, польский поэт, политический публицист, деятель национально-освободительного движения;
  • Нерис, Саломея, литовская поэтесса;
  • Римша, Пятрас, литовский скульптор, медальер, график;
  • Ротштейн, Фёдор Аронович, посол в Иране.
  • Сабаляускайте, Геновайте (р. 1923) — литовская балерина, балетмейстер, народная артистка СССР (1964);
  • Сабонис, Арвидас, известный литовский баскетболист (1966);
  • Сладкявичус, Винцентас, литовский кардинал, архиепископ-митрополит Каунаса в 1989—1996 годах;
  • Тумас, Юозас, литовский писатель, драматург, критик, публицист, церковный и общественный деятель.