Свято лукиановская пустынь

Предание основания Лукиановой пустыни

История Лукиановой пустыни берет свое начало в 1594 году. В селе Игнатьево, что недалеко от Александровской слободы, по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова возвели деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В один из дней священник этой церкви отец Григорий, войдя в нее перед началом богослужения, не нашел храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы на привычном месте. Только спустя несколько дней один из местных жителей обнаружил ее неподалеку, в лесном урочище «Псковитино Раменье». «И аби явися ему то дражайшее сокровище — святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…»

О находке сообщили и священнику, и прихожанам. Все поспешили к указанному месту. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». Икона с благоговением была доставлена обратно в храм. Через некоторое время все повторилось: икона необъяснимо исчезла, затем появилась в том же пустынном месте в лесу стоящей «на воздусе». Вновь икона была возвращена в храм, но вскоре опять исчезла и явилась на том же месте. Святитель Иов, Патриарх Московский, узнав об этом, благословил перенесение деревянного храма из села Игнатьево на место необычного явления иконы Пресвятой Богородицы. Священник, по благословению Патриарха Иова, с помощью прихожан перенес церковь на место чудесного явления иконы и поселился при ней.

Каменное строительство

До второй половины XVII века все постройки монастыря оставались деревянными. В 1680-1684 годах преподобный Корнилий возвел первое каменное здание — трапезную церковь Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата. В конце столетия развернулось строительство других каменных строений. В 1690 году был построен Казначейский корпус, а в 1694-1696 годах -Хлебенные кельи и Больничная палата. В 1712-м появился новый собор Рождества Богородицы, было начато строительство каменной ограды, законченное только к 1733 году. При Больничной палате в 1714-м возвели церковь Великомученицы Екатерины.

Согласно монастырским описям 1718 года, пустыни принадлежали три деревянные часовни с иконами для денежных сборов. Они располагались вне монастыря: за слободой, на дороге, ведущей в столицу, и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот Белого города имелось подворье Лукиановой пустыни, впоследствии упраздненное.

В XVIII веке над могилой преподобного Лукиана была построена «полатка». На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост.

На средства александровских купцов постоянно обновлялась риза на явленной чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1843 году была сделана новая двусторонняя риза. В пустыни было по крайней мере три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, сделанные в XIX веке специально для выноса из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.

По плану 1824 года в пустыни имелись: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом Великомученика Феодора Стратилата, храм Великомученицы Екатерины, часовня преподобного Лукиана, двухэтажный настоятельский дом и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. За пределами монастыря располагались хозяйственные постройки, собственные конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у монастырских стен традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.

Внутри монастыря, вдоль его восточной стены был разбит так называемый регулярный парк, состоявший из хвойных и лиственных пород деревьев. У западной стены располагался плодовый сад (сто саженцев яблонь и других культур), а также огород, пчельник и каменная оранжерея. Храмы окружали цветники. Недалеко от настоятельского корпуса существовал пруд с садком для рыбы. Несколько прудов было за стенами обители.

За оградой монастыря, в особом здании размещались гостиница для паломников и церковно-приходская школа. Здесь же, недалеко, находились хозяйственные постройки: конный и скотный дворы, прачечная, подсобные каменные и деревянные флигели, а также кирпичный и изразцовый заводы (например, в 1911 году на них было изготовлено сто шестьдесят три тысячи кирпичей).

Монастырь имел свое подворье в городе Александрове — двухэтажный полукаменный дом, водяную мельницу на реке Малый Киржач, подаренную когда-то еще Петром I. Пустынь владела пахотными землями, лесными дачами, покосами, пустошами и даже речками.

По документам Свято-Лукиановой пустыни, датированными 1917 годом, монастырская братия состояла из 37 человек.

После революции

Лукианова пустынь была закрыта первой во Владимирской епархии после Октябрьской революции — в 1920-х годах — и первой открылась после долгого перерыва.

Разграбленные, разрушающиеся от времени и непогоды храмы и постройки Лукиановой пустыни, как и первый храм Рождества Пресвятой Богородицы в далекую эпоху польской интервенции и Смутного времени, в советское время долго смотрели в мир пустыми глазницами окон и дверей, и, казалось, судьба их предрешена.

Монастырь оказался закрыт богоборческими властями, а все его имущество поступило в музей. Часть икон и святынь была поругана и уничтожена, строения при этом передали в пользование соседнему совхозу. С тех пор местопребывание чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остается неизвестным.

В самой пустыни все шло по накатанному советскому сценарию. В Богоявленской церкви в 1924 году обосновался приемник для беспризорников, а в Екатерининском храме годом позже устроили клуб. Лукианову часовню варварски разрушили. Монастырское кладбище уничтожили. «Побывал» в монастырских стенах, уже в 1970—1980-е годы, и дом престарелых с отделениями для душевнобольных и слепых стариков. Последний «хозяин» монастырского комплекса — комбинат искусственных кож — использовал его в качестве хозяйственной базы.

12 мая 1991 года, в шестую неделю по Пасхе, состоится исторический крестный ход из Александрова в Лукианову пустынь, восстановленный после 70-летнего перерыва и ставший первым шагом к возрождению заброшенной и поруганной обители.

Монахи шли в пустынь, не представляя, в каком разорении находится некогда известный на всю Россию монастырь. Особенно торжественным стал вход в святую обитель, не видевшую церковного торжества и не слышавшую церковного пения на протяжении семидесяти лет. Состоялся первый молебен на территории монастыря. По окончании службы монахи окропили святой водой все в монастыре — храмы, корпуса, территорию, чтобы призвать Божие благословение на новых насельников.

Тут же среди пришедшего с крестным ходом народа состоялся сбор средств на восстановление обители. Скромные копейки, положенные «в тарелку» малоимущими и пенсионерами, стали в тот момент дороже и ценнее, чем пожертвованные в другой ситуации десятки тысяч рублей людей обеспеченных.

За четверть века братии молитвами и трудами удалось вдохнуть ростки жизни в разрушенную и разграбленную Свято-Лукианову пустынь. Но до полного ее восстановления еще очень далеко. Немалых денежных и материальных ресурсов требуется для продолжения восстановления главной святыни монастыря — собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Ждут реставрации разрушенные в советское время святые ворота и часовня, стоявшая некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Нужны средства для восстановления больничного храма во имя святой великомученицы Екатерины, капитального ремонта игуменского корпуса, реставрации монастырской стены и ее башен.

Насельники монастыря стойко переносят все тяготы и неудобства, связанные с восстановительными работами. Братия уповает на то, что молитвенное заступничество Божией Матери, предстательство Небесного покровителя пустыни преподобного Лукиана, усердные молитвы, а также посильная помощь прихожан и благотворителей помогут вернуть обители тот облик, благодаря которому она славилась в России на протяжении нескольких столетий.

А в 1992 году были обретены находившиеся около 350 лет под спудом святые мощи основателя обители — преподобного Лукиана. Ныне они открыты для поклонения верующих.

Лукианов монастырь и Романовы

Свято-Лукианов монастырь относится к таким местам, которые на протяжении своей истории пользовались особым покровительством династии Романовых. Архивы сохранили свидетельства о том, что царь Феодор Алексеевич неоднократно посещал Лукианову пустынь. Он почитал чудотворный «Лукиановский» образ Рождества Богородицы и прислушивался к наставлениям преподобного Корнилия. Результатом царского благоволения стали земли и угодья, которыми царь щедро одаривал святую обитель. В ризнице Богоявленского собора до революции хранились подлинные грамоты Феодора Алексеевича 1677-1681 годов на владение жалованными землями, ставшими основой благосостояния монастыря.

В 1680 году преподобный Корнилий начал строительство нового каменного собора Богоявления Господня с приделом Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича. Это стало выражением благодарности царю-благодетелю, который за шесть лет своего пребывания на престоле немало способствовал процветанию пустыни.

Другие Романовы продолжали опекать монастырь и в дальнейшем. В 1712 году был освящен новый пятиглавый каменный собор, построенный на том месте, где стоял первый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. При освящении присутствовали сестры царя Петра I царевны Мария и Феодосия. Украшением собора занимались царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.

В 1714 году, после челобитной царю, монастырь получил возможность построить каменную больничную Екатерининскую церковь. Тогда же были возведены южная часть монастырской каменной ограды со святыми воротами и две башни.

Церковь Рождества Богородицы

На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы.

Легендарная версия создания монастыря гласит, что в 1594 году благоговейный иерей Григорий просил построить храм в честь Рождества Богородицы в деревне Игнатьеве, неподалеку от того места, где находится монастырь. Храмовая икона церкви, согласно преданию, трижды перешла из сельской церкви на место, где появилась в будущем монашеская обитель. Священник Григорий якобы прибыл после этих событий в Москву и рассказал о них патриарху Иову. Патриарх благословил перенести храм на то место, куда переходила икона.

Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.

Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново.

Учреждение пустыни

Лукиан был пострижен в прежней церкви от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в чёрные попы поставлен от патриаршего рукоположения в 1646 году. 28 августа 1650 года патриарх Иосиф выдал Лукиану грамоту, в которой определил его к новопостроенной церкви Рождества Богородицы как иеромонаха. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою.

Блаженный Лукиан скончался в этой пустыни 1654 года сентября 8 дня.

Преподобный Лукиан преставился 8 (21) сентября 1655 года.

Монастырские церкви

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы

1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, — сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, — тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в то же время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников.

«Но, — сказано в той же грамоте, — за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён.

В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.

2. Церковь во имя Богоявления Господня. Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима, что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.

В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины. Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, — и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребенным телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.

Средства содержания монастыря

Грамотою 1650 года царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему «церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели». Но этих земель для обеспечения продовольствием пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич посетил Лукианову пустынь и после направил в неё щедрые дары. В 1677 году в своё посещение он пожаловал пустыни пустошь Аминево.

В 1678 году царь пожаловал пустоши — Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче.

В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино.

В 1681 году — пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино.

В 1685 и 1686 годах цари Иоанн и Пётр Алексеевичи все эти владения утвердили за Лукиановою пустынею.

После секуляризации монастырей в 1764 году пустынь была переведена в категорию заштатных.

Строители пустыни

Три строителя после Лукиана известны до 1714 года.

1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.

2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Иеромонах Аврамий с 1707—1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.

Настоятели пустыни

  • 1642 — 8 сентября 1654 — Лукиан, преподобный
  • 1654—1657 — Ануфрий
  • 13 мая 1658 — 11 августа 1681 — Корнилий
  • октябрь 1681 — 6 января 1689 — Евагрий
  • 9 мартя 1689—1690 — Адриан
  • 18 декабря 1690—1693 — Сергий
  • январь 1694—1695 — Иоасаф (Колдычевский)
  • 3 февраля 1696—1705 — Моисей
  • 6 октября 1705—1719 — Авраамий, игумен (с 6 октября 1705 по 21 февраля 1717 г. — строитель)
  • 1719—1724 — Иоасаф, игумен
  • 12 августа 1724 — 22 января 1727 — игумен Иоасаф
  • 5 октября 1728 — 27 октября 1729 — игумен Макарий
  • 27 октября 1729—1732 — игумен Варлаам
  • 1732—1733 — игумен Макарий
  • 7 февраля 1733—1746 — игумен Иессей
  • 1746—1748 — игумен Иустин
  • 1748—1750 — игумен Иосиф
  • 1751—1753 — игумен Пахомий (Симанский)
  • 1753—1754 — игумен Никанор (Юдин)
  • 1754—1755 — игумен Боголеп
  • 1759—1760 — иеромонах Виссарион
  • 1760—1763 — игумен Иоасаф
  • 1763—1767 — игумен Аарон
  • 1768—1771 — иеромонах Иоанникий (Калков)
  • 1771—1778 — иеромонах Филарет
  • 1778—1781 — иеромонах Алипий
  • 1781—1784 — иеромонах Геннадий (Каретников)
  • 1784—1789 — иеромонах Макарий
  • 1789—1792 — иеромонах Арсений
  • 1792 — 3 июня 1798 — игумен Макарий (Озерецковский)
  • 1798—1799 — иеромонах Иоасаф
  • 1799—1800 — иеромонах Феофил
  • 1800—1803 — иеромонах Андрей
  • 1803—1804 — иеромонах Вениамин
  • 1804—1805 — игумена Никон
  • 1805—1807 — иеромонах Владимир
  • 1807—1810 — иеромонах Никандр
  • 1810—1812 — иеромонах Игнатий
  • 1812—1818 — иеромонах Израиль
  • 1818—1825 — иеромонах Киприан
  • 1825—1829 — иеромонах Иоанникий II
  • 1829—1831 — иеромонах Паисий
  • 1831—1834 — иеромонах Феофан
  • 1834—1838 — иеромонах Вениамин II
  • 1839—1840 — иеромонах Аввакум (Святухин)
  • 1840—1846 — иеромонах Анатолий
  • 1846—1847 — иеромонах Аркадий
  • 1847—1850 — иеромонах Аарон
  • 1850—1855 — иеромонах Платон
  • 1855—1860 — иеромонах Виктор
  • 1860—1874 — игумен Макарий (Мыльников)
  • 1874—1876 — игумен Вассиан
  • 1887—1895 — игумен Иероним
  • 1895—1899 — игумен Иннокентий (Никольский)
  • 1899—1906 — игумен Агафангел (Макарин)
  • 1907—1917 — архимандрит Игнатий
  • 12 мая 1991—2008 — архимандрит Досифей (Даниленко)
  • c 2008 — иеромонах Тихон (Шебеко)

Ссылки

  • Официальный сайт Свято-Лукиановой мужской пустыни
  • Страница монастыря в Facebook
  • Плодопитомник в Свято-Лукиановой мужской пустыни
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
Словари и энциклопедии

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

История

Обитель находится в 15 км к северу от Александрова, в очень тихом месте.

Монастырь Александрова основал прп. Лукиан. До пострижения его звали Илларионом. Первыми учителями благочестия для Иллариона были его родители. Долгое время они были бесплодны; дали Богу обет пойти в монастырь, если Тот дарует им дитя. Когда Иллариону исполнилось 8 лет, обет был исполнен. Отец Иллариона сделал сына свидетелем собственного пострижения и начала своих монашеских подвигов.

Покинув отцовский монастырь, Илларион около 4 лет прожил в двух других монастырях под Угличем. После чего в поисках пустынного места нашёл заброшенный храм Рождества Богородицы и основал здесь обитель. В храме сохранилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, которая ранее послужила причиной построения храма на этом месте. Вскоре, около 1640 г., к Иллариону присоединился иеромонах Феодосий, который постриг его с именем Лукиана.

Лукиан не раз был гоним, но смиренно принимал всё, и после смерти преподобного гонители каялись у его могилы. Лукиан преставился в 1654 г. Память преподобного празднуется 9 (22) сентября.

С 1658 по 1681 г. настоятелем обители Александрова был прп. Корнилий. Родом он был из купцов. В 23 года постригся в одном из московских монастырей, прожил там 5 лет, затем – некоторое время во Флорищевой пустыни. В Богородице-Рождественскую пустынь он пришёл вскоре после смерти прп. Лукиана. Монахи и миряне, окормлявшиеся Лукианом, нашли в Корнилии нового духовного отца. При нём монастырь Алексанрова ещё более вырос, начал строиться каменный храм Богоявления Господня. Перед революцией в обители было 37 братьев. Монастырь был закрыт в 1920 г. Несмотря на закрытие храмов, они не остались просто «архитектурой». Одна женщина в 1939 г. слышала ангельское пение в Рождественском храме, другая видела во сне монаха, который зажигал лампады в этом же храме. Храм Богоявления Господня

Свято-Лукианова мужская пустынь (Лукьянцево)

История Лукиановой пустыни начинается с события, которое произошло в 1594 году. В селе Игнатьеве, недалеко от Александровой слободы, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова. Однажды священник этой церкви отец Георгий, войдя в неё перед началом богослужения, не обнаружил храмовой иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на усиленные поиски, икону найти не удалось. Однако через несколько дней один из местных жителей в ближайшем лесу обнаружил пропавшую икону. «И абие явися ему то дражайшее сокровище – святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…»
Когда возвещено было об этом священнику и прихожанам, они поспешили к узанному месту, и воочию все увидели то, о чем поведал им человек ,первым увидвеший чудо Божие. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». А затем икона с благоговением и страхом была взята, завёрнута в фелонь и отнесена обратно в храм. Через некоторое время всё повторилось вновь: необъяснимое исчезновение иконы из храма, появление её в том же пустынном месте и стояние «на воздусе». Икона во второй раз была возвращена в храм и вскоре снова явилась на пустынном месте. Тогда, посоветовавшись с прихожанами, отец Григорий обратился к святителю Иову, Патриарху Московскому с просьбой благословить перенесение деревянного храма из села Игнатьева на место чудесного явления иконы Пресвятой Богородицы. Благословение Святейшего Патриарха было дано, и храм и икона были перемещены на новое место.
Во времена нашествия поляков церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Крыша на ней прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповреждёнными.
В середине XVII столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой Пустынью.
Телефон: 8-(49244) 2-66-89
www.slpustin.ru
Фильм к 20-летию возобновления обители:
«Богородице-Рождественская Лукианова пустынь» 2012
pravfilms.ru/load/filmy/monastyri_i_khramy/film_bogorod…
Фото:
iSelyanin
www.panoramio.com/user/407609?with_photo_id=74695121
Bonifatsy
www.panoramio.com/user/2493878?with_photo_id=33638351
Sanchez Gaidabura
www.panoramio.com/user/5636834?with_photo_id=49934978