Васо в контакте

История

Решение об организации завода было принято в апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР. В соответствии со специальным решением Совета труда и обороны СССР от 29.10.1929 г. в 1930 году началось строительство завода в Воронеже. Воронежский авиационный завод основан в 1932 году: именно тогда был подписан правительственный акт о вводе в строй предприятия. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. Первенцем серийного производства стал бомбардировщик ТБ-3 в 1934 году.

В 1933 году выпускался АНТ-25

В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.

В 1939 году штурмовики ИЛ-2

На заводе выпускались САМ-5 для местных авиалиний и АНТ-25, на котором был совершён беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами В. П. Чкалова и М. М. Громова.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. Во время наступления гитлеровских войск на Воронеж в операции Блау, авиационный завод № 18 на один год с 1942 по 1943 был эвакуирован в город Куйбышев. За годы войны было произведено 36 163 самолёта Ил-2, из них 15 099 на куйбышевском (воронежском) авиастроительном заводе № 18 (сейчас самарский авиационный завод «Авиакор»).

В августе 1941 года завод был награждён орденом Ленина.

После освобождения Воронежа весной 1943 года на базе бывшего завода № 18 появился новый «почтовый ящик» — № 64. Уже вскоре на заводе было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. От «двойки» он отличался предельно «обжатыми» формами, большой энерговооружённостью и вдвое меньшим лобовым воздушным сопротивлением. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте и отличился в битве за Берлин.

С 1947 года начался выпуск штурмовика повышенной манёвренности Ил-10. В это же время ведётся переоборудование завода под производство пассажирского самолёта Ил-12.

В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16.

В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолётов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.

В 1960 году авиазавод построил серию тяжёлых перехватчиков Ту-128. Технологический задел позволил предприятию перейти к освоению такой сложной машины, как первого сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и 31 декабря 1968 года совершил первый полёт Ту-144.

В 1966 году предприятие было награждено орденом Ленина.

Одновременно с Ту-144 готовился выпуск широкофюзеляжного самолёта-аэробуса Ил-86 (1976 г.), разработанного в ОКБ Ильюшина. В ходе подготовки производства завод провёл коренную реконструкцию, были построены новые сборочные цеха производственной площадью 48 тыс.кв.м., освоена технология производства деталей из композиционных материалов, групповая клёпка панелей, механическая обработка длинномерных заготовок и многое другое.

Первый полёт Ил-86 состоялся 24 декабря 1977 года. С декабря 1980 года Ил-86 начал регулярные пассажирские перевозки внутри страны, а с июля 1981 — на международных авиалиниях. Всего за 8 лет цеха авиазавода покинуло более сотни Ил-86.

В 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-96-300, первый полёт которого состоялся в 1989 году.

В 1993 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО).

В 1995 году начато производство транспортного самолёта Ил-96Т.

С 2006 года входит в состав государственного ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

C 2008 по 2015 год производил некоторые детали для самолётов А-320 и А-380.

В феврале 2009 года с предприятия было уволено около 1 тыс. человек.

Самолёт «Ил-96-400Т», построенный на предприятии, демонстрировался на авиационном салоне МАКС-2009.

С 2011 года на заводе планируется начать выпуск лёгкого транспортного самолёта Ил-112, однако по состоянию на август 2010 года государственное финансирование этого проекта приостановлено.В августе 2013 года работы по Ил-112 были возобновлены.

В 2014 году ВАСО получило крупный заказ на производство 14 широкофюзеляжных Ил-96 разных модификаций — до 2024 года. Речь в первую очередь идёт о бортах для госструктур. Самолёты воронежского производства использует Специальный лётный отряд «Россия» — он обслуживает руководство страны, в том числе президента РФ. Также ВАСО собирает самолёты по заказу Минобороны (в частности, летающий командный пункт, который в иностранных СМИ прозвали «самолётом судного дня»). На базе Ил-96 планируется и создание стратегического топливозаправщика.

К 2019 году планируется наладить производство Ил-96 400М

Примечания

  1. Алексей Пуздырев может закрепиться на посту управляющего директора Воронежского авиазавода уже в начале 2019 года
  2. Новым председателем совета директоров ВАСО стал Юрий Юдин
  3. Ъ-Воронеж — Выручка ВАСО в текущем году выросла на четверть
  4. Годовой отчёт за 2013 год
  5. 1 2 3 Бухгалтерская отчётность
  6. 1 2 Воронежское Акционерное Самолётостроительное Общество ОАО ВАСО :: Самолёты
  7. Воронежское Акционерное Самолётостроительное Общество ОАО ВАСО :: История
  8. Помощь воронежцев фронту //Воронеж — город воинской славы, «Коммуна», № 44 (25081), 28.03.08г. Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
  9. Воронежское Акционерное Самолётостроительное Общество ОАО ВАСО :: Оружие победы Ил-2
  10. Воронежский авиационный завод: ИСТОРИЯ, ПРОВЕРЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ
  11. Цветков А. Призрак протеста//Газета «Воронежский курьер», стр. 1 Проверено 28-03-2009
  12. Архивированная копия (недоступная ссылка). Проверено 22 августа 2009. Архивировано 3 сентября 2014 года. Воронежская марка. В небе себя показали и заказов набрали
  13. Выпуск нового военного самолёта Ил-112В опять откладывается
  14. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: Минобороны возобновило разработку проекта самолёта Ил-112
  15. http://www.ilyushin.org/aircrafts/projects/6202/
  16. ВЗГЛЯД / ОАК и «Ил» подписали контракт по созданию пассажирского Ил-96-400М
  17. Новым гендиректором Воронежского акционерного самолётостроительного общества назначен Сергей Юрасов. // kommersant.ru. Проверено 5 марта 2014.
  18. Годовые отчёты ПАО «ВАСО»
  19. Всеволод Инютин, Екатерина Соболь. Учебный полёт закончился катастрофой. Ъ-Online (05.03.2011). Проверено 6 марта 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.