Юрта в монголии

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас. Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.


Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.

Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.

Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

В чем живут монголы ?

Не называйте их дом «юртой». Они терпеть этого не могут.

Юрта — слово из тюркских языков, означающее «ро­дина». Свои жилища монголы называют гэр, что в пере­воде с монгольского означает «дом».

В последнее время юртой огульно зовут любое пере­носное каркасное жилище с войлочным покрытием — конструкцию, широко распространенную в культурах большинства кочевых народов Центральной Азии.

Назвать монгольский гэр юртой — значит нанести хозяину чудовищное оскорбление. В английский слово yurt пришло из русского языка, а сами русские заимство­вали слово из тюркских языков, где юрта когда-то озна­чала «след, оставленный на земле палаткой кочевника». Монгольский же — представитель совершенно иного, отличного от русского и тюркского, семейства языков, и вся культура монголов строится вокруг гэра. Назвать их возлюбленное жилище юртой — все равно что на­звать дом йоркширца chateau или сказать ein Schloss, указывая на его замок.

Две трети монголов до сих пор живут в гэрах — и вовсе не из-за какого-то тупого упрямства, выдаваемого за на­циональную гордость. Просто эти конструкции необычай­но практичны в быту. Стены округлые и делаются из ивовых решеток, связанных между собой кожаными рем­нями, после чего конструкцию завершают купольной кры­шей из тонких и гибких жердей и покрывают несколькими слоями войлока. Собрать или разобрать гэр можно менее чем за час. Аэродинамическая форма гэра делает его нео­бычайно устойчивым даже в условиях сильных степных ветров, а толстая войлочная облицовка великолепно со­храняет тепло.

Степная Монголия — это самый большой перепад температур на планете, от непереносимо знойных 45 °С летом до продирающих до костей -55 °С зимой. Даже те из монголов, у кого есть собственный дом, предпочи­тают на зиму перебираться в гэр — просто потому, что в них тепло и уютно.

Внутренняя планировка гэра оговорена строжайшими правилами. Для минимизации сквозняков дверь всегда обращена к югу. Кухня — от двери справа, а традицион­ный буддистский алтарь — в самой глубине. Кровати — слева и справа от алтаря. Гостя усаживают в дальнем левом конце гэра — чем больше почет, тем дальше от двери. Члены семьи сидят справа. В центре — очаг, дровяной или на навозе; дымоход торчит через выходное отверстие в центре крыши. Летом для дополнительной вентиляции стены нередко закатывают наверх.

Когда монгольская пара женится, их семьи покупают или строят для них новый гэр.

Наиболее древнее археологическое свидетельство гэра датируется всего XII веком, но наскальная живопись, а также записи древних путешественников, таких как Геро­дот, предполагают, что нечто подобное используется в сте­пях уже не меньше 2500 лет.

Войска Чингисхана (1162—1227) квартировали в похо­жих разборных строениях, да и сам Великий Хан управ­лял огромной Монгольской империей из просторного гэра, известного как гэрлуг. Большой шатер стоял на повозке, которую влекли двадцать два быка.

Зачем НАДО менять конституцию? Основной этап сбора Коллективных обращений продлится с 1 марта по 31 мая 2019 года Скачать бланк обращения https://yadi.sk/d/_LgYG_MAcJ8rpA Предыдущая статья: В чем живет амеба ? Следующая статья: Можете ли вы назвать хоть один гобелен ?

Кочевые народы Ближнего Востока и Средней Азии еще с древних времен селились в юртах. Переносные жилища, которые можно было собрать и разобрать, как нельзя лучше подходили их образу жизни. Для жителей степи юрты становились не просто домом, они приобретали сакральный смысл. А убранство переносных домов является наглядным примером народно-прикладного искусства кочевников.

Убранство современной юрты.

Само слово «юрта» в переводе с турецкого означает «народ». В кыргызской этимологии «ата-журт» буквально можно перевести как «отцовский дом». У других кочевых азиатских народов это слово означает примерно то же самое.

Традиционная казахская юрта.

Шанырак – деревянный обод, котоый образует потолок.

Многие задаются вопросом, почему форма юрты всегда круглая. Ученые пытаются найти ответ в верованиях кочевых людей. Круг имеет сакральное значение, а возведение юрты олицетворяет собой модель сотворения мира у древних народов: ковер на полу – это трава на земле, купол символизирует собой небо, шанырак (деревянный обод c выпуклой решёткой внутри, расположенный в центре купола) – солнце, а раздвижные стенки (кереге) – это стороны света.

Но если обратиться к практической точке зрения, то выбор круглой формы юрты обусловлен местом, где она установлена. В степи всегда дуют ветра, а жилище подобной обтекаемой формы может выстоять при любом урагане.

Монгольская юрта.

Любопытно, но установка юрты – это женское занятие. Мужчины лишь принимали участие в поднимании тяжелого обода. У опытных хозяек возведение жилища занимало около месяца, и простоять оно могло не один десяток лет.

Монгольская юрта в Музее человека, Париж.

Интерьер традиционной казахской юрты.

Если снаружи юрты разных народов очень похожи между собой, то по внутреннему интерьеру и убранству можно было сразу определись, к какому народу принадлежало жилище.

Внутренний декор юрт состоял из бархатного или шелкового покрова (у богатых семей), стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения (утепления дома), ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею.

Внутреннее устройство казахской юрты

1. Шанырак
2. Жерди купола
3. Тканые ленты для скрепления остова
4. Решетчатый остов юрты
5. Сундук
6. Покрытие стен юрты из войлока
7. тканый ковер
8. Войлочный ковер
9. Войлочный ковер
10. Домашний очаг
11. Деревянная кровать
12. Настенный ковер
13. Дверь
14. Войлочное полотно, закрывающее шанырак
15. Ленты, удерживающие войлочное покрытие
16. Войлочное покрытие купола

Внутри киргизской юрты.

У кыргызов рядом с основным жилищем устанавливалась юрта поменьше. Там хранились запасы еды. Если зажиточные мужчины имели две или три жены, то у каждой из них была отдельная юрта. Для гостей устанавливали временные жилища.

Туркменская женщина стоит на ковре перед входом в юрту. С.М. Прокудин-Горский, 1911 год.

Монгольская юрта, украшенная традиционными узорами.

Начиная с XIX века, кочевые народы стали переходить к оседлому образу жизни. На сегодняшний день юрты можно увидеть в Казахстане, Кыргызстане, на Алтае. Ими пользуются скотоводы. В Монголии юрты используют в качестве дач на летний период, т. к. внутри них микроклимат гораздо комфортнее, нежели в кирпичных домах. Помимо этого, в юртах стали размещать отели и рестораны. Туристы с удовольствием селятся в юртах, чтобы почувствовать колорит кочевой жизни.

Традиционные монгольские юрты.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит
Юрта: взгляд изнутри
В гости к монголам: как правильно себя вести
Заключение

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы.»

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.

Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.

Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.

Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).

В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.